РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

-         проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

-         помните, что поступки ребенка не являются умышленными;

-         контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

-         не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

-         стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-         избегайте с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

-         реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

-         повторяйте свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз;

-         не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

-         выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

-         для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

-         уделяйте ребенку достаточно эмоционального внимания;

-         проводите досуг всей семьей;

-         не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

-         установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

-         чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

-         снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

-         оградите гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

-         избегайте по возможности больших скоплений людей;

-         помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

-         организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

-         придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

-         не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

-         чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивный ребенок воспринимает выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям;

-         составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

-         воспитывайте в ребенке навыки управления гневом и агрессией;

-         не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

-         постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

-         не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

-         не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

-         помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

-         не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

-         объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните:

- Невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Коррекционный процесс очень длителен и требует терпения.


- Признаки гиперактивности исчезнут по мере взросления ребенка, а импульсивность и дефицит внимания сохранятся и во взрослой жизни;


- Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: медицинской (неврологической, психиатрической), психологической и педагогической. Успешная коррекция гиперактивного ребенка возможна до 5-9 лет.

 

Автор доктор психологических наук, профессор Сиротюк А.Л. http://www.sirotyk.ru